Психология религии


Вернуться к списку статей

От редактора. Психиатры, работающие с молодежью, все чаще сталкиваются с началом психических заболеваний в форме ухода, погружения в мифологический мир, созданный John Ronald Reuel Tolkien (Джон Рональд Руэл Толкин или Толкиен, 1892 - 1973) растворения в его виртуальной реальности, которую члены движения материализуют через самих себя, идентифицируясь с определенными персонажами этого мира и разыгрывая многодневные мистерии. Постоянным читателям нашего журнала вряд ли стоит объяснять, что увлечение толкинизмом не может рассматриваться не только как причина психических расстройств, но даже как провоцирующий фактор. Речь идет только о выявлении факта психических расстройств, которые существовали до этого в неявном виде. Поэтому психиатрам полезно знать эту новую форму массового увлечения. Авторы — молодые исследователи, которые сами отдали дань этому увлечению, поэтому их работа (одна из первых на эту тему) может рассматриваться как включенный эксперимент.

Толкинизм в России: становление неорелигиозного движения

Анна Сальникова, Петр Чистяков, Ксения Ярцева

Рассматривая религиозную картину, в течение последних десятилетий складывающуюся в России, мы не можем обойти вниманием такое явление как толкинизм. На благодатной, тогда еще советской, почве он зарождается после публикации ряда переводов произведений английского писателя, филолога Д. Р. Р. Толкина: трилогии "Властелин колец", книг "Хоббит" и "Сильмариллион". Представленные вниманию читателей в конце 70-х, эти тексты вызвали резонанс в кругах интеллектуальной элиты, что способствовало оформлению толкинизма в молодежное субкультурное движение с элементами неорелигиозности.

Толкинизм как течение утвердился и был воспринят именно в тех регионах, где христианство находится на устойчивых позициях. Здесь христианские конструкты служат основной составляющей понятийной сферы, и посему тексты Д. Р. Р. Толкина "мощными архетипическими мифологическими образами передающие смысл христианской культуры" [1] могут быть осмыслены и переработаны. Но несмотря на все язы¬ческие параллели, толкинизм полностью не может быть отделен от христианства.

На Западе идеи Толкина неотъемлемы от общего христианского контекста, на территории же постcоветского пространства, в силу исторических особенностей, толкинизм изначально был осмыслен как нечто с христианством не связанное. Специфика российского толкинизма заключается в возникновении двух прочтений английского источника, выразившихся в концепции непротивления и идее активной борьбы со Злом, соотнесенным с советской идеологией. Последняя находит свое отражение в переводе Муравьева и Кистяковского. "Они (Муравьев, Кистяковский) хотели сделать ее манифестом зэковского бунта, и подчеркивали это любым способом: книга использовалась тогда как прямая прокламация: достаточно длинная, но воинственная" [2].

Тексты Толкина распространяются в России в период активного расцвета неформальных, контркультурных движений именно в этом переводе и воспринимаются их представителями в интерпретации Муравьева.

Идея борьбы органично включается в общую мировоззренческую направленность движений, объединенных негативным отношением к советской системе, и находит свое отражение в психологии рос¬сийских толкинистов, в частности выразившейся в отрицании любых оценочных установок извне. Так на проходившем в апреле 2000 г. круглом столе, посвяшенном толкинизму, все попытки докладчиков дать определение феномену толкинизма были встречены отрицательно, несмотря на часто звучащий вопрос: "Кто же такой настоящий толкинист?". подобные проблемы самоопределения актуальны как для членов многих религиозных объединений, так и для российских хиппи.

О близости мировоззрения и принадлежности толкинистов, хиппи и других неформалов к единой субкультурной среде свидетельствуют многочисленные граффити. В надписях Эгладора (Нескучный Сад) и Мандоса (Царицыно), местах толкинистских встреч, широко используется традиционная для молодежной субкультуры символика: "пацифик", "анархия", сатанистская пятиконечная звезда, а так же "канонические" изображения названий рок-групп. В марте - апреле 2000 г. нашей рабочей группой было проведено анкетирование участников движения с целью определения поло-возрастного состава группы, выяснения технической/гуманитарной на¬правленности толкинистов, их религиозной принадлежности и первоначального источника получения информации о движении. Также нас интересовала самоидентификация толкинистов с персоналиями мира Толкина (произвольная выборка составила 55 человек).

Социальный состав толкинизма представлен молодыми людьми и девушками, в возрасте от 17 до 25 (нижний возрастной порог — 12; верхний превышает границу 35 лет, причем преобладают девушки 20 - 25 лет), что позволяет относить движение к разряду молодежных, распространенных в студенческой среде, но отнюдь не предполагает поверхностного отношения участников движения к Профессору Толкину и его наследию (молодежь составляет большой процент и в других неорелигиозных движениях). Причем среди толкинистов преобладают студентки гуманитарных ВУЗов.

Как свойственно явлению субкультурному, информация о движении в основном распространяется непосредственно через общение. Несмотря на периодически возникающий в печати и на телевидении интерес к толкинизму, лишь четвертая часть опрошенных узнала о толкинизме через СМИ.

Внутри толкинизма можно выделить ряд независимых друг от друга направлений, условно разделяемых на две большие группы, первая из которых Уделяет особое внимание произведениям Толкина и личности самого Профессора, занимаясь научными и околонаучными изысканиями, вторая — созданному Толкином миру. Среди представителей первого направления (в частности, группа Кэтрин Кинн "Эстель") большой интерес приобретают темы, связанные с филологическими и сравнительно историческими исследованиями, причем к изучению квазиисторических реалий Средиземья, толкиновского мира, применяются методы, существующие в науке [3]. Давая определение толкинизму, они отделяют ролевое движение от толкинизма, говоря о последнем как о фэн-клубе (аналог: пушкинисты, поклонники творчества Стругацких и др.)[4]. Вторая группа толкинистов наряду с признанием авторитета толкиновского текста, проявляет интерес к психологии восприятия мира Толкина участниками движения. Среди представителей этой группы большую важность приобретает участие в ролевой игре, в ходе которой происходит активизация Alter Ego [5] посредством моделирования времени и пространства мира фэнтези путем воссоздания здесь и сейчас характерных деталей эпохи (одежды, оружия, предметов обихода, языка и т.д.). В рамках данного исследования эта группа представляет наибольший интерес: здесь религиозное сознание выражено ярче, чем в первом случае. Однако сами толкинисты склонны оценивать свое мировоззрение в категориях сознания мифологического, не называя себя религией. Это связано со сложившимся в России негативным восприятием неорелигиозных движений (НРД), особенностями российской субкультурной среды, а также с наличием в движении людей, принадлежащих к определенным религиозным группам [6].

Так, сорок процентов опрошенных толкинистов называют себя принадлежащими к различным религиозным деноменациям, среди которых большинство (52,3 %) идентифицируют себя с православием. Также представлены католицизм (14,3 %), протестантизм (4,8 %), и язычество (4,8 %). Семь процентов толкинистов называют себя христианами, не делая конфессиональных различий. Около тридцати процентов верующие, но не религиозные (тяготеющие к христианству (43%), буддизму (21%), язычеству (29%), люциферизму (7 %)). Некоторые толкинисты (7 %) соотносят себя с религиями народов Средиземья (например, ортодоксальное утундрианство).

Однако, несмотря на значительное количество назвавшихся принадлежащими к определенной религиозной традиции, в толкинизме широко используются оккультные психотехники и экстрасенсорика. "Наиболее часто используются такие магические практики как биоэнергетика, ритуальная магия и спиритуали-стическиие практики (тарелочка, маятник, бумажный круг с буквами и т.д.). Существуют и такие неоформившиеся в магические практики явления, как вера в магические свойства камней, металлов, растений и т.д. и разнообразные манипуляции с такими знаковыми системами, как карты Таро или руны" [7] (религиозный синкретизм является одной из характерных черт неорелигиозности: увлечение магией и биоэнергетикой свойственно неоязычникам, рериховцам, теософам и др.).

Способом групповой самоидентификации толкинистов служит внешнее атрибутивное выражение внутреннего состояния личности, которая соотносит себя с реалиями мира фэнтэзи; причем, степень такого соотнесения, погруженности сугубо индивидуальна.

Наряду с христианством, в произведениях Толкина затронут пласт дохристианской, языческой мифологии, через который толкинизм напрямую соприкасается с неоязычеством. Так некоторые толкинисты определяют свое Alter Ego через персонажи народных мифов, которые обусловлены реалиями мира фэнтези. Деятельность толкинистов может быть охарактеризована, как попытка реконструкции "золотого века": воссоздание здесь и сейчас утраченного первоначального состояния. Подобное стремление к реконструкции роднит толкинизм с неоязычеством, но в первом случае ее основой становятся квазиисторические хроники, созданные профессором Толкином. Эти произведения повествуют о неком Времени Оно, в котором род людской соседствовал с другими антропоморфными и разумными существами, а в мире было место для чудес и магии. Кстати, некоторые представители движения считают тексты Толкина свидетельством его визионерства. Подобное восприятие придает толкиновскому миру статус реального.

Субъективная принадлежность к движению определяется наличием у представителя течения Alter Ego: самоидентификации с какой-либо персоналией мира Толкина или раскрытие в себе некоего героя из мира фэнтэзи. Вхождение в субкультуру происходит путем Принятия Имени, форма и звучание которого определяется принадлежностью к тому или иному народу Средиземья. Существует ритуал Наделения Именем, которое выбирается будущим членом движения или авторитетной группой, некогда внутри культуры толкиниз-ма именуемой "священством" (подобная практика присутствует у хиппи: принятие "системного имени"). Другой составляющей практики Принятия Имени является его Защита, происходящая путем "катехизации" [8] толкиниста (Защита Имени является составной частью неоязыческого ритуала принятия в общину). Полученное Имя часто сопровождает человека и вне толкинистской среды, но может изменяться от игры к игре.

Имя, Оружие, специфическая одежда (а-ля Средневековье) являются отличительными знаками внутри самого толкинизма, поскольку определяют при-надежность к той или иной группе существ и народов, населяющих описанное Толкином Средиземье - эльфов, людей, гномов, орков, хоббитов и др.

Оружие и его значимость в толкинистской культуре (как и в Средневековье, оружие имеет собственное имя) отражает восприятие мира Толкина как реального. Для представителя движения Оружие значимо не само по себе, но как Символ: "человек воспринимает свой меч, как Оружие с большой буквы..." [9]. Качественные характеристики Оружия, материал, из которого оно сделано, не столь важны, в отличие от его функционального значения: толкинистские поединки (именуемые "маньячкой") на деревянных мечах известны и за пределами движения. Они могут быть расценены как элемент ролевой игры, проявление Alter Ego.

Большинство опрошенных, толкинистов соотносит себя с эльфами (33,9 %) и людьми (20,7 %). По степени популярности далее следуют хоббиты (9,4 %) и орки (3,7 %). Встречаются так же энты, бап-роги, призраки, валары и боги.'Отдельную категорию составляют "метисы" (13,2 %): хоббито-эльфы, полуэльфы (эльф-человек), полумайя-получеловек. "Экзотические" персонажи чаще находят свое воплощение в лице толкинисток.

Внутри толкинизма можно выделить сторонников "традиционного" прочтения произведений Толкина и последователей течений, основанных на вторичных по отношению к Толкину текстах, в толкинистской среде именуемых "апокрифами": ниеннистов (Иллет Ниэннах. "Черная книга Арды") и перумовцев (Ник Перумов. "Кольцо тьмы", и др.). Все эти книги "дают куда больший простор, чем традиционный толкинизм, для написания собственных апокрифов" [10]. Иногда они и другие книги в стиле фэнтези (например, цикл Dragon Lance, популярный среди толкинистов несколько лет назад) служат реконструкционным материалом. (Неоязычники, в отличие от толкинистов, предпочитают обращаться за новыми образами к истории предков или своим собственным представлениям о ней. Хотя источник не столь важен: мы видим сходные мотивы и механизмы).

"Вторичные" тексты отражают взгляд с другой стороны, становятся своеобразной апологетикой Зла путем перестановки акцентов, делая "плохое" "хорошим", а "хорошее" — "плохим". Стремление оправдать "плохое", в его традиционном понимании является одной из характерных черт российского толкинизма: по мнению А. Л. Барковой (Альвдис), лидера толкинистского клуба "Формэнос", "мелькорианство" является квинтэссенцией русского толкинизма. Это факт, который трудно отрицать: бунтарство заложено в основу русского толкинизма" [12]. Отчасти этот факт объясняется принадлежностью толкинизма к неформальным движениям и возрастным составом егоучастников, многим из которых присущ подростковый негативизм. К чертам неорелигиозности относится также отсутствие четкой идеологии, в данном случае определенное психологией субкультуры, и наличие Лидера. Хотя невозможно говорить о единственном признанном в толкинизме Лидере, существуют лидеры отдельных толкинистских групп: Альвдис ("Формэнос"), Кэтрин Кинн ("Эстель") и др., а также Ник Перумов и Ниэннах, вокруг фигур и текстов которых образованы отдельные толкинистские сообщества. Их особенность заключается в восприятии мира Толкина через интерпретацию этого мира авторами "вторичной" толкинистской литературы. Правомерность подобного восприятия подтверждается фактами визионерства (т.н. "глюколовство"). Этот феномен распространен среди толкинистов вообще и среди ниеннистов в особенности (т.н. "припадки ниеннахнутых"). Аналоги подобных экстатических состояний присутствуют во многих религиозных традициях.

По мнению религиоведа М. А. Сиверцева, "структурные предпосылки для возникновения толкинист¬ской церкви" уже существуют: это тема священного текста; священная история, которая привязана к книге, трансисторическим реалиям; и наличие толкинистов, которые не читали Толкина [13]. Истории известны примеры "превращения литературно-философского кружка, с элементами визионерства, в официльно признанную церковь" [14] (сведенборгианство и сайентология). Сиверцеву также принадлежит "провокативное, чисто исследовательское заявление о том, что по признакам, наличествующим уже в движении, и по историческим аналогиям, представление о том, что в ближайшие сто лет возникнет развитая, сильная толкианская церковь, представляется вполне обоснованным" [15].

К трем заявленным признакам религии и визионерству необходимо добавить также религиозный синкретизм и отсутствие четко разработанной доктрины, что является признаком неорелигиозных движений. Мотив погруженности, наряду с направленностью в квазиреальное прошлое, ориентацию на возвращение к истокам, роднит толкинизм с другими НРД, в частности с неоязычеством, и является одним из свойств современной религиозности (в неоязычестве возвращение к истокам через реконструкцию прошлого может быть рассмотрено как часть соте-риологической практики).

Во время проведения круглого стола "Профессор Толкин и его наследие", живейший интерес всех присутствующих вызвал вопрос о возможности рассмо¬рения толкинизма в контексте неорелигиозности. Но большинство участников круглого стола (членов движения) протестовали даже против постановки подобного вопроса.

Автор одного из докладов И. Шрейнер точно передала суть проблемы: "Смиренно хотелось бы просить не подводить под толкинизм никакой религиозной базы. Потому как сначала вы под нас базу, а потом мы вместе с базой под статью... Ну, докажете вы, что толкинизм религия, ну, обзовут нас сектой. Вам ничего, а нас разгонят"[16].

[1] А. И. Шмайна-Великанова (из устной беседы).
[2] Трауберг Н. Л. // Материалы круглого стола "Профессор Толкин и его наследие".
[3] Виноходов Д. Подходы к изучению текстов Толкина //Там же
[4] Кинн Е. Ц. // Там же
[5] В контексте данной работы под термином "Alter Ego" понимается соотнесение себя с конкретной личностью реалиями мира фэнтези через самоидентификацию с какой-либо из его персоналий.
[6] Большинство участников круглого стола (членов движения) протестовали даже против постановки вопроса о религиозном статусе толкинизма.
[7] Филимонова Н. А. Толкинизм и магия // Там же.
[8] Здесь: проверка не знание текста Толкина.
[9] Филимонова Н. Л. // Там же.
[10] Шрейнер И., Шабанова М. Феномен ниеннизма // Там же.
[11] Мелькор (Враг) — персонификация Зла в тексте Толкина.
[12] Баркова А. Л. Рассмотрение истории и смысла культуры толкинизма. // Там же.
[13] Сиверцев М. А. Толкинизм как элемент неорелигиозности. // Там же.
[14] Сиверцев М. А. Толкинизм как элемент неорелигиозности. // Там же.
[15] Сиверцев М. А. Толкинизм как элемент неорелигиозности. // Там же.
[16] Шрейнер И. О связи толкинистики с религиозными системами: попытка полемики. // Там же.

Вернуться к списку статей


Хостинг от uCoz