Психология отклоняющегося поведения


Вернуться к списку статей

Особенности восприятия гендерных образов у юношей и девушек в виртуальном пространстве

Исследование психологии Интернета - относительно новая область знания, исследованием которой в настоящее время заняты сравнительно немногие психологи. Одной из наименее изученных проблем психологической науки и практики в виртуальном пространстве является проблема становления половой идентичности, поскольку половая идентичность относится к числу базовых характеристик человека, в значительной степени детерминирующих его самосознание и задающих вектор его социализации. Идентичность является одним из психологических феноменов, рассматриваемых в аспекте социализации и адаптации к условиям различных сторон деятельности и общения [9]. Принадлежность человека к определенному полу определяет становление личности, её интересы, формирование особой системы представлений о себе как о человеке определённого пола, включающей специфические для мужчин и женщин потребности, мотивы, ценностные ориентации и соответствующие этим образованиям формы поведения [4]. Актуальность изучения механизмов половой идентичности и особенностей восприятия гендерных образов Я у юношей и девушек, связанна с расширением сферы компьютеризации, усилением роли интернет коммуникаций как информационного пространства виртуальной реальности.

Компьютер и интернет при этом понимаются как сложные семиотические системы, как высокоразвитые универсальные психологические орудия, опосредствующие разнообразные виды деятельности, осуществляемые в сотрудничестве с Интернетом. Тем самым, следует признать, что исследования в данной области опираются на прочный теоретический фундамент [2]. Первые исследования посвященные психологии интернета базировались на предложенной Л.С.Выготским теории развития высших психических функций [14]. В то же время эмпирическая работа в области психологии Интернета, как и в области психологии компьютеризации, предложенной ранее О.К.Тихомировым [15], способствует формулированию некоторых теоретических обобщений о качественном развитии психических процессов, преобразовании деятельности и личности человека в условиях применения им современных информационных технологий, конкретных психологических механизмах развития и трансформации личности [3].

В трудах представителей гуманитарных наук, посвященных Интернету, обрисовывается некая "социальная виртуальная реальность", простирающаяся, по выражению М.Коула, в "пятом измерении" и разделенная на относительно замкнутые субпространства, заполненная хорошо или не очень хорошо систематизированными и вербальными либо визуальными образами [11]. Активнее всего исследуется "социальное" измерение - например, культурные, языковые и психологические особенности диадического и группового взаимодействия, регулирующие общение и отношения между удаленными партнерами; закономерности формирования и характеристики функционирования складывающихся виртуальных общностей; принципы самовыражения личности и изменения "сетевой" идентичности; вероятность возникновения "наркотического" типа зависимости от Интернета (так называемой Интернет-аддикции) и способы терапии "аддиктов"; парадигмы покупательского поведения пользователей Интернета и их "отзывчивость" к рекламным воздействиям; стереотипы создания и восприятия социальных объектов в "киберпространстве"; стратегии осуществления познавательной деятельности в условиях оперирования гипертекстовыми структурами; перспективы переноса в реальную деятельность приобретенных в виртуальной реальности навыков и умений и т.д. и т.п. Такого рода проблемам посвящены статьи в десятках тематических сборников и журналов, в числе которых немало электронных публикаций.

Из анализа теоретических подходов к решению проблемы особенностей восприятия гендерных образов у юношей и девушек в виртуальном пространстве, мы пришли к выводу, что психологические исследования в области виртуального пространства в основном структурированы и протекают в рамках нескольких направлений:

• Исследования специфики межличностного общения с виртуальным собеседником.

• Психологические последствия применения информационных технологий.

• Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека. • Взаимосвязь идентичности и поведения пользователей в Интернет пространстве.

Своеобразие протекания процессов межличностного общения, с виртуальным собеседником, проявляется в условиях отсутствия невербальной информации исходящей от собеседника в процессе межличностного общения, опосредованного виртуальной интернет средой.

В процессе общения, как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере [1]. Половая идентичность является основной, но не единственной составляющей гендерной идентичности [7]. Создание сетевой идентичности, отличающейся от реальной, может быть также связано с неудовлетворенностью определенными сторонами реальной идентичности. В этом случае виртуальная самопрезентация может быть «осуществлением мечты, неосуществимой в реальности, мечты о силе и могуществе или о принадлежности и понимании» [16]. Удовлетворяя потребность в признании и силе, люди создают такую виртуальную самопрезентацию, которая соответствует их идеалу «Я» и замещает плохое реальное «Я».

Однако существует и возможность обратного влияния - влияния виртуальной идентичности на реальную идентичность. Одна из его форм - включение принадлежности к определенному сетевому сообществу в реальную социальную идентичность [15].

Целью нашего исследования является изучение психологических феноменов восприятия гендерных образов, сложившихся в процессе межличностного общения с виртуальными собеседниками, посредством глобальной информационной сети.

Предмет исследования - восприятие реальным человеком (посетителем web-сайтов) виртуального собеседника и построение на основе межличностной коммуникации собственных представлений о гендерных образах.

Исследованием были охвачены студенты 1-3 курсов факультетов ДГУ и ДГМА г. Махачкалы в возрасте от 17 до 19 лет, владеющие навыками работы в виртуальном пространстве. Выборку составили 86 человек.

Методологической основой исследования гендерных стереотипов является концепция психосемантического изучения сознания, изложенная в монографии В.Ф.Петренко [10]. Термин Психосемантика используется для обозначения области научного познания, возникшей на стыке психолингвистики, психологии восприятия и исследований индивидуального сознания.

В исследовании были использованы методики, успешно зарекомендовавшие себя при изучении полового самосознания и применявшиеся в сексологии, такие как: методика «Маскулинность - фемининность» С.Бем, Опросник Стефансона, методика личностного семантического дифференциала (ЛСД) адаптированная И.С. Клециной и др. [12].

В ходе исследования проверялась следующая гипотеза:
Существуют достоверные различия в восприятии гендерных образов юношей и девушек у собеседников в виртуальном пространстве.

Анализ результатов проведенного исследования показал, что у 87,5% девушек и 91% юношей придерживаются андрогинного типа при оценке реального образа (самого себя).

68,75% девушек и 81,82% юношей, в оценке идеального образа мужчины в виртуальном пространстве, указывают на присутствие андрогинных черт.

62,5% девушек и 81,82% юношей, в оценке образа идеальной женщины в виртуальном пространстве, также отмечают желательность проявления андрогинных черт.

Показатели по всем факторам (зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы, избегание борьбы), полученные в результате применения опросника Стефансона, указывают на присутствие достоверных различий в описании образов юноши и девушки.

На основании выявленных нами расстояний между факторами (методики Личностного семантического дифференциала (ЛСД) и опросника Стефансона), мы можем утверждать, что наряду с присутствием андрогинных черт выявлены достоверные различия в оценке гендерных образов собеседников в виртуальном пространстве на 99% уровне доверительной вероятности по критерию Пирсона.

Анализируя полученные результаты, мы пришли к следующим выводам:

1. Наряду с традиционным представлением, все большее влияние, в формировании гендерного образа собеседника в виртуальном пространстве оказывает выбор андрогинных черт.

2. Выявленные различия во взглядах и оценке девушками и юношами гендерных образов собеседников в виртуальном пространстве имеют достоверные различия на 99% уровне доверительной вероятности по критерию Пирсона.

Открытым остается вопрос о том, как относиться к попыткам многих пользователей Интернета менять идентичность и создавать множественную "сетевую" идентичность. Выявленные различия указывают на преобладание андрогинных черт в оценке образов юношей и девушек идеального собеседника в виртуальном пространстве.

С учетом отсутствия визуальной информации в общении посредством глобальной сети Интернет, подтверждения в презентации собственного поведения и реального образа, проекция идеального образа собственного Я в виртуальное пространство порождает желание воспринимать в другом человеке черты сходные со своими (андрогинные черты). Вполне возможно, что идеальный образ Я у мужчин и женщин в виртуальной среде станет образцом для нового поколения девушек и юношей.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н, Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник Московск. Ун-та. Серия 14. психология. 1996. № 4. - С. 14-20.

2. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации // Психол. Журн. 1998. т. 19. №1. - C. 89 - 100.

3. Беляева А.В., Коул М, Компьютерно-опосредствованная совместная деятельность и проблема психического развития // Психологический журнал. 1991. т. 12, № 2, - С. 145-152.

4. Берн Ш. Гендерная психология - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 320с.

5. Войскунский А.Е. Речевая деятельность в ходе компьютерных конференций // Вопросы психологии. 1991. № 6. - С. 142-147.

6. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью.http://flogiston.ru/projects/articles/strategy.html

7. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.

8. Каган В.Е. Стереотипы мужественности – женственности и «Образ Я» у подростков// Вопросы психологии. 1989. № 3. - С.53-63.

9. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. № 2. - С.47-57.

10. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания - М.: МГУ,1988. – 248 с.

11. Познание и общение /Под. ред. Б.Ф.Ломова, А.В.Беляевой, М.Коула. - М.: Наука, 1988. – 344 с.

12. Практикум по гендерной психологии /Под. ред. И.С.Клециной - СПб.: Питер, 2003. – 479 с.

13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога – М.: Владос, 1998. – 384 с.

14. Тихомиров О. К. Информационный век и теория Л. С. Выготского // Психол. журн. 1993. № 1. – С. 117-119.

15. Тихомиров О. К., Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Общение, опосредствованное компьютером // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 14: Психология. 1986. № 3. - C. 31- 42.

Сведения об авторах:

Кислова Галина Ивановна. Кандидат психологических наук. Заведующая кафедрой общей психологии Дагестанского государственного университета.
Уллубиева Наида Сююнчгереевна. Аспирант кафедры общеё психологии.

Вернуться к списку статей



Хостинг от uCoz